12:57 Из опыта работы. | ||
Из опыта работы по теме: «Театрализованная деятельность – средство становления нравственных качеств дошкольника» Дошкольное детство – важный период в становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств именно в эти годы. Моя работа с детьми показала, что у многих моих воспитанников наблюдается: От своевременного развития этих социально значимых качеств дошкольника зависит становление его нравственного облика, его дальнейшая жизнь. Поэтому я задумалась о необходимости поиска новых форм работы с детьми. Они должны быть более интересными и увлекательными для ребенка, наиболее эффективными для осуществления нравственного воспитания. Я предлагаю решение задач нравственного воспитания через театрализованную деятельность, так как убедилась на многолетней практике, что работа над созданием спектакля значительной степени способствует формированию детской нравственности. Цель моей работы – использование театрализованной деятельности для развития основных нравственных качеств дошкольника. Методические рекомендации по формированию нравственных качеств личности в процессе работы над спектаклем Почему я работаю над этой темой? Темы нравственного развития дошкольников волнуют и педагогов и родителей (современные дети не в полной мере усваивают нормы общественного поведения, морали, этики, принятые в нашем обществе, не стремятся к нравственным идеалам, не умеют сами решать этические задачи действительности). Хочу с помощью театрализованной деятельности решить важную проблему эмоционального раскрепощения ребенка: снятия зажатости, тревожности, привить уверенность в себе, своих силах, которая помогает успешной учебе в школе. Эта деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть эмоциональные возможности. Почему мы драматизируем именно сказки? В сказках найдется все: и очарование высокого вымысла, и мужественная героиня, и веселая шутка, и это самое главное, невероятная выдумка. Какой же смысл у этой выдумки? В сказках нет непоправимых бед и несчастий. Сказки наказывают злодеев, делают удачливыми добрых, мужественных, справедливых людей. Они кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Дети очень любят сказки о животных, которые рассказывают о проделках лисы, глупости волка и медведя, о петухе, журавле, цапле, реке и т.д. И хотя в них действуют животные, дети узнают в их характерах людей – чаще всего хитрых, жадных, скупых, трусливых. Недаром в пословице говорится: Ребенок познает мир умом и сердцем. Дети смеются, переживают, огорчаются, грустят вместе со сказочными героями, выражают свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом, позволяет педагогу через сказку оказывать позитивное влияние на детей. А разыгрывание детьми сказок, то есть драматизация, развивают опыт социальных навыков поведения детей благодаря тому, сказка всегда имеет нравственную направленность. Подготовка к драматизации сказки Первую встречу стараюсь сделать понятной и доступной для детей, многогранной, яркой, эмоционально насыщенной, чтобы пробудить интерес к сказке и ее героям. Сказку всегда не читаю, а рассказываю, чтобы видеть глаза ребенка, его отношение к героям и событиям. После первого рассказывания дети находятся под впечатлением, поэтому я задаю им только такие вопросы: Каждому ребенку даю возможность проявить инициативу, выговориться, самостоятельно разобраться в характере персонажей, высказать свои суждения и мысли: кто из действующих, лиц поступает хорошо? Кто плохо? Где добро? Зло? Подробный разбор всех событий, происходящих в сказке, поступков каждого персонажа в отдельности, позволяет детям уяснить характеры действующих лиц, их взаимоотношения. В свободное время предлагаю ребятам пересказать сказку на заместителях: квадраты, кружки, полоски, или куклы, заменяющие героев сказки. С помощью кукол дошколята учатся разыгрывать сказку в ее целостной эстетической форме, от начала до конца, не искажая структуры. Занятия эти способствуют тому, чтобы дети лучше поняли смысл, идею произведения, полнее раскрыли характеры персонажей, так как дети играют роли сразу за всех, героев (за добрых и прекрасных, за лживых и коварных злодеев), меняя тембр голоса, управляя всем сюжетом произведения. В течение месяца детям читаю большое количество произведений: в стихотворной форме, прозе и даже готовые сценарии. Затем, предлагаю им выбрать сказку, которую они хотят драматизировать, то есть ставить по ней спектакль. В основном это сказки, которые по-настоящему затронули душу ребенка. Показываю кинофильмы (мультфильмы, диафильмы…), чтобы почувствовать атмосферу сказочных событий. Все это расширяет кругозор детей, активизирует познавательный интерес. После этого намечаю план работы над спектаклем. Этапы работы над драматизацией сказки 1 этап – Обсуждение сценария с детьми
2 этап – Деление сценария на эпизоды Разыгрывая сценки, дети сопереживают Колобку, радуются, когда он остается цел и невредим после встречи с очередным персонажем, входят в межличностное взаимодействие: объединяются для создания сценки» стремятся установить свои отношения с партнером по роли, согласуя его и свои желания. Эти игры помогают робким и неуверенным в себе детям преодолеть трудности в общении со сверстниками и решить многие проблемы и ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. 3 этап – Распределение ролей Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети: в большинстве хотят подражать добрым и честным персонажам и отказаться играть роли отрицательных персонажей, особенно в волшебных бытовых сказках. Здесь нужно убедить детей, что «Настоящие артисты» умеют играть разные роли, без них не было бы и спектакля (фильма). Во время драматизации ребята могут меняться ролями, это помогает правильной самооценке дошкольника. 4 этап – Работа над ролью В процессе работы над постановкой спектакля стараюсь создать дружескую атмосферу, где царит взаимопонимание и доверие. И воспитателю нужно помнить, что ребенок может только тогда творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых. Дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия, партнерам по игре. Так, поставленные в ряд стулья, могут превратиться в салон автобуса или машины, мамино платье в бальный наряд принцессы, а комната становится лесом или дворцом. Перед воспитателем стоит задача сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которая проявляется в игре, при выступлении на сцене во время театра, еще больше работать над детским воображением и фантазией. Так, читая сказку, я изменяю голос в зависимости от персонажа. Скажем, говоря за Красную Шапочку (сказка Ш.Перро), я изменяю голос, убедительным голосом выражаю испуг, сострадание, жалобу, просьбу за Красную Шапочку. Читая слова Волка, я изменяю, интонирую голос за волка, выражая его нетерпеливость, грубость, хитрость. Работая над интонацией, надо поощрять у ребят стремление к импровизации предлагаемых ситуаций, а не просто просить их абстрактно произнести фразу. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, основанные на контрастах. Хорошо развивают интонацию шутки-прибаутки. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Шутка-прибаутка: В работе над выразительной стороной речи помогают «минутки удивления», «восхищения», «вхождения в день. Работа над техникой и культурой речи приносит свои и «нравственные плоды», если педагог правильно подходит к подбору литературы (стихи, прибаутки, скороговорки…) для проведения игр и упражнений. Произведения стараюсь подбирать такие, которые знакомят с нравственными нормами поведения, осуждают негативные привычки и поступки. «Минутки – вхождения в день» развивают навыки социального поведения, улучшают психологический климат в группе, помогают боязливым и тревожным детям искоренить застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе. Стремлюсь к тому, чтобы в процессе совместных игр у детей совершенствовались отношения со сверстниками: воспитывалось умение играть cooбща, договариваться, подчиняться общим правилам, проявлялось дружелюбие, и совершенствовалась культура общения со взрослыми и сверстниками. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов и деревянных кукол, работаю над выразительностью движений, жестов, поз, мимикой, то есть над ритмопластикой ребенка. Занятие ритмопластикой предполагает следующие задачи: 5 этап – Премьера И вот остается только премьера – это волнение, радость, суета всех детей и взрослых, помогающих в спектакле, и, конечно, зрителей. Премьера – это всегда праздник. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Я направляю беседу в нужное русло своими вопросами, стараюсь указать на основные промахи и недостатки, в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные моменты выступления. Театральные игры, этюды и импровизации Большое и разностороннее влияние театральных игр на личность ребенка позволяет использовать их, сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Поэтому я использую подборку театральных игр, этюдов и импровизаций, которые не только помогают глубже понять роль, прочувствовать героя, но и способствуют формированию нравственности. Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий Игра «День рождения» Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Игра - превращение. Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение, фантазию, умение действовать согласованно с партнером. Варианты превращения разных предметов: - Карандаш или палочка превращаются в кисточку для рисования, дудочку, шприц, градусник. -Маленький мячик превращается в яблоко, камень, колобок. Этюды В театральном искусстве этюд – маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом, или сочинены детьми. Сочиняя этюд, дети должны дать ответы на многие вопросы: Можно придумать этюды на основные эмоции «Радость», «Грусть», «гнев», «Удивление», «Отрицание», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. В работе над этюдами надо поощрять попытки детей уходить от традиционных стереотипов, будить творческое воображение и фантазию, помогая вопросами, например: Работа над этюдами и играми – импровизациями развивает многие социально – личностные качества: общительность, вежливость, предупредительность, сдержанность, деликатность, чуткость, умение считаться с интересами большинства и договариваться с детьми, соблюдать общий замысел. Соотнося свои действия с действиями других детей, ребята учатся не только критически оценивать действия сверстников, но и свои, то есть учатся самооценке. Примерные игры на тренировку жестов и эмоций Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры и выражаются они с помощью мимики лица, жестов, пантомимы. Способность понять эмоциональное состояние ближнего (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд) и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами помогают специальные игры. Правильно выразить пластику тела помогают жесты. Жестом нужно пользоваться тогда, если он вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим. Жестом можно передать восхищение, например: поднять руки вверх, удивление (дотронуться одной рукой до груди), передать просьбу (вытянуть руку вперед, с повернутой вверх ладошкой), или несогласие (покачать головой из стороны в сторону) и т.д. Жесты часто используются с мимикой лица, которая помогает выразить актеру разные настроения и чувства (эмоции): это радость, горе, злость, страх, удивление гнев, интерес. Работая над мимикой с помощью специальных упражнений и этюдов, педагог может рассказывать, подсказывать, вызывая нужные эмоции у детей как можно меньше показывать, чтобы не лишить ребенка внутреннего импульса эмоциональной окраски. Бабушка Маланья
Азбука настроения. Затем предлагаю поиграть в игру с карточками. (Каждому ребенку дается конверт с изображением людей и: животных, выражающих настроение). Для этого я прошу каждого ребенка найти среди карточек сначала всех веселых людей, зверей, затем всех недовольных… и т.д. Ребенок внимательно рассматривает всех персонажей и определяет эмоции. Затем предлагаю изобразить на лице сказанное настроение, разрешая посматривать на соответствующие картинки. Если в игре участвуют несколько детей, то они выполняют это задание по очереди. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех. Когда дети научаться воспроизводит настроение с помощью зрительной подсказки, то можно пытаться выполнять то же задание без картинки, только по названии настроения. Тренируем эмоции Этюды на развитие эмоциональной сферы вырабатывают у детей умение понять эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое. Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, самооценки, повышают уверенность в себе. Участвуя в театрализованных играх, ребенок начинает сравнивать себя с полюбившимися образами. Самостоятельное разыгрывание детьми сказок, сценок позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствие с нравственными нормами. Умело поставленные вопросы побуждают детей думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы. В течение многих лет я веду работу по театрализованной деятельности в детском саду и вижу положительные результаты формирования нравственных качеств личности ребенка. Работу с дошкольниками начинаю с раннего возраста. Это драматизация произведений, игры-драматизации с пальчиками, театрализованные игры, настольный театр, театр-фланелеграф. Но самой результативной и действенной считаю работу постановке спектакля. Драматизируя сказку, дети научились сопереживать ее героям, вместе с ними радоваться, горевать, проживая их жизнь на сцене, проявить положительные качества и осуждать негативные. Совместная работа над спектаклем способствовала активному общению детей между собой и со взрослыми. В процессе работы над спектаклем у детей начали проявляться гуманное отношение к своим сверстникам: доброта, чуткость внимание, сострадание, любовь. Отмечено совершенствование таких физических качеств, как согласованность с партнером, терпение, выдержка и др. Проводимые игры и упражнения помогли дошкольникам научиться понимать эмоциональное состояние ближнего, сочувствовать ему, помочь в нужную минуту и радоваться успехам сверстника. Заключительная часть Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, а также заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям. | ||
|
Всего комментариев: 0 | |