Главная » 2018 » Февраль » 22 » Из опыта работы.
12:57
Из опыта работы.

Из опыта работы по теме: «Театрализованная деятельность средство становления нравственных качеств дошкольника»

Дошкольное детство – важный период в становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств именно в эти годы.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники несколько лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость, они эгоистичны, резки, не умеют правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, разрешать возникающие конфликты. Как помочь детям быть достойными членами нашего общества, как сформировать нравственное начало?

Моя работа с детьми показала, что у многих моих воспитанников наблюдается:
низкий уровень развития эмпатийных чувств – сопереживания;
низкий уровень межличностного взаимодействия (общения) детей со сверстниками и взрослыми;
низкий уровень самооценки. ?

От своевременного развития этих социально значимых качеств дошкольника зависит становление его нравственного облика, его дальнейшая жизнь. Поэтому я задумалась о необходимости поиска новых форм работы с детьми. Они должны быть более интересными и увлекательными для ребенка, наиболее эффективными для осуществления нравственного воспитания. Я предлагаю решение задач нравственного воспитания через театрализованную деятельность, так как убедилась на многолетней практике, что работа над созданием спектакля значительной степени способствует формированию детской нравственности.

Цель моей работы использование театрализованной деятельности для развития основных нравственных качеств дошкольника.
Для того, чтобы успешно провести работу и систематизировать ее результаты, я поставила перед собой следующие задачи:
-Разработать методические рекомендации по использованию театрализованной деятельности. Как средства развития нравственных качеств дошкольников.
-Подобрать народные сказки с эмоционально насыщенным содержанием.
-Создать сценарии спектаклей по этим сказкам.
-Составить перспективу работы над драматизациями сказок для возрастных групп.
-Разработать необходимые театральные игры, этюды для знакомства детей с нравственными нормами поведения через обыгрывание различных сказочных ситуаций.
-Разбить процесс подготовки спектакля на этапы, которые помогут планомерно осуществлять работу по развитию межличностного общения и повышению детской самооценки.

Методические рекомендации по формированию нравственных качеств личности в процессе работы над спектаклем

Почему я работаю над этой темой?

Темы нравственного развития дошкольников волнуют и педагогов и родителей (современные дети не в полной мере усваивают нормы общественного поведения, морали, этики, принятые в нашем обществе, не стремятся к нравственным идеалам, не умеют сами решать этические задачи действительности).

Хочу с помощью театрализованной деятельности решить важную проблему эмоционального раскрепощения ребенка: снятия зажатости, тревожности, привить уверенность в себе, своих силах, которая помогает успешной учебе в школе. Эта деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть эмоциональные возможности.

Почему мы драматизируем именно сказки?

В сказках найдется все: и очарование высокого вымысла, и мужественная героиня, и веселая шутка, и это самое главное, невероятная выдумка. Какой же смысл у этой выдумки? В сказках нет непоправимых бед и несчастий. Сказки наказывают злодеев, делают удачливыми добрых, мужественных, справедливых людей.

Они кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса.

Дети очень любят сказки о животных, которые рассказывают о проделках лисы, глупости волка и медведя, о петухе, журавле, цапле, реке и т.д.

И хотя в них действуют животные, дети узнают в их характерах людей – чаще всего хитрых, жадных, скупых, трусливых. Недаром в пословице говорится:
"Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!"

Ребенок познает мир умом и сердцем. Дети смеются, переживают, огорчаются, грустят вместе со сказочными героями, выражают свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом, позволяет педагогу через сказку оказывать позитивное влияние на детей. А разыгрывание детьми сказок, то есть драматизация, развивают опыт социальных навыков поведения детей благодаря тому, сказка всегда имеет нравственную направленность.

Подготовка к драматизации сказки

Любую работу по драматизации я начинаю с рассказывания сказки.

Первую встречу стараюсь сделать понятной и доступной для детей, многогранной, яркой, эмоционально насыщенной, чтобы пробудить интерес к сказке и ее героям. Сказку всегда не читаю, а рассказываю, чтобы видеть глаза ребенка, его отношение к героям и событиям.

После первого рассказывания дети находятся под впечатлением, поэтому я задаю им только такие вопросы:
Понравилась ли сказка?
Что вы почувствовали, когда услышали ее?
Какой след (чувство) оставила она в душе?
Через 2-3 дня рассказываю сказку снова и уже беседую с детьми по ее содержанию более основательно:
О чем эта сказка?
Какие события происходят в сказке?
Каких героев запомнили?
Как вы их представляете?
Кто из персонажей понравился? Почему?
Кто не понравился? Почему?
Чем закончилась сказка?

Каждому ребенку даю возможность проявить инициативу, выговориться, самостоятельно разобраться в характере персонажей, высказать свои суждения и мысли: кто из действующих, лиц поступает хорошо? Кто плохо? Где добро? Зло? Подробный разбор всех событий, происходящих в сказке, поступков каждого персонажа в отдельности, позволяет детям уяснить характеры действующих лиц, их взаимоотношения.

В свободное время предлагаю ребятам пересказать сказку на заместителях: квадраты, кружки, полоски, или куклы, заменяющие героев сказки. С помощью кукол дошколята учатся разыгрывать сказку в ее целостной эстетической форме, от начала до конца, не искажая структуры. Занятия эти способствуют тому, чтобы дети лучше поняли смысл, идею произведения, полнее раскрыли характеры персонажей, так как дети играют роли сразу за всех, героев (за добрых и прекрасных, за лживых и коварных злодеев), меняя тембр голоса, управляя всем сюжетом произведения.

В течение месяца детям читаю большое количество произведений: в стихотворной форме, прозе и даже готовые сценарии. Затем, предлагаю им выбрать сказку, которую они хотят драматизировать, то есть ставить по ней спектакль. В основном это сказки, которые по-настоящему затронули душу ребенка.

Показываю кинофильмы (мультфильмы, диафильмы…), чтобы почувствовать атмосферу сказочных событий.

Все это расширяет кругозор детей, активизирует познавательный интерес.

После этого намечаю план работы над спектаклем.

Этапы работы над драматизацией сказки

1 этап – Обсуждение сценария с детьми


Вместе с детьми вспоминаем сказку, если она читалась давно. Побуждаю детей вспомнить героев, их характеры, поступки, действия, происходящие с персонажами. И, самое главное, выделяем идею, – мысль будущего спектакля. Направляю детей на то, чтобы они оценили поступки персонажей с нравственных позиций. Это заставляет ребенка испытывать удовольствие и желание поступить так же, либо ощутить неловкость, стыд за некрасивое поведение.

2 этап – Деление сценария на эпизоды
Вместе с детьми делим сказку на эпизоды (сценки), учитывая время, место события, происходящего с героем. Так сказку «Колобок» мы разделили на 6 эпизодов (сценок) и даже придумали им названия.
1-я сценка – домик, скамейка, старик со старухой на скамье, старик просит старуху испечь колобок, старуха печет, кладет на окно студиться, уходят в дом накрыть стол к чаепитию. Название сценки «Старуха испекла Колобок» или «Горячий Колобок». 2-я сценка – Колобок убегает, катиться по дорожке, поет песенку, попадает в лес. Название: «Колобок покатился» или «Колобок убежал от деда и бабы». 3-я сценка – Колобок встречает зайца, поет песню, убегает. Название сценки «Встреча с зайцем», «Ушел от зайца». 4-я сценка – Колобок встречает волка, диалог с волком, песня, покатился дальше. Название сценки «Встреча с волком» или «Укатился от волка». 5-я сценка – Колобок встречает медведя, диалог с медведем, песня, катится дальше. Название сценки «Встреча с медведем», «Беседа с медведем». 6-я сценка – Колобок встречает лису, поет песню, поет второй раз, лис; съедает колобка (колобок прячется за спину лисы или за маленькую ширму). Название сценки «Хитрая лиса» или «Встреча с лисой».

Разыгрывая сценки, дети сопереживают Колобку, радуются, когда он остается цел и невредим после встречи с очередным персонажем, входят в межличностное взаимодействие: объединяются для создания сценки» стремятся установить свои отношения с партнером по роли, согласуя его и свои желания. Эти игры помогают робким и неуверенным в себе детям преодолеть трудности в общении со сверстниками и решить многие проблемы и ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

3 этап – Распределение ролей
Очень ответственный момент: распределение ролей. Недопустимо, когда в театрализации заняты одни и те же дети, а другие являются лишь постоянными зрителями.
Какие моменты я учитываю при распределении ролей?
Каждый ребенок должен получить роль в соответствии со своими способностями (роли бывают простые и сложные).
Важно учесть внешний вид персонажа и соотношение голоса.
Учитываются характеры действующих лиц и исполнителя.
И, конечно, внешность персонажа и исполнителя.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети: в большинстве хотят подражать добрым и честным персонажам и отказаться играть роли отрицательных персонажей, особенно в волшебных бытовых сказках. Здесь нужно убедить детей, что «Настоящие артисты» умеют играть разные роли, без них не было бы и спектакля (фильма).

Во время драматизации ребята могут меняться ролями, это помогает правильной самооценке дошкольника.

4 этап – Работа над ролью
В процессе работы над ролью, помню, как важно вовремя: похвалить дошкольника, чтобы он не испытывал страх перед неудачей, особенно это касается застенчивых детей, так как «доброе слово» воспитателя и своего сверстника в данном случае является стимулом самоутверждения, преодоления робости. Работа над ролью требует от ребенка умение сдерживать себя, в чем-то себе отказать, поступиться собственным удобством ради других. Это очень важный нравственный момент. Еще важно то, что работа над диалогом в роли требует настойчивости, терпения, умения помочь, если роль у сверстника не получается. Важно добиваться взаимодействия с партнерами, умение «слышать» и «слушать» друг друга и соответственно менять свое поведение.

В процессе работы над постановкой спектакля стараюсь создать дружескую атмосферу, где царит взаимопонимание и доверие.

И воспитателю нужно помнить, что ребенок может только тогда творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.
Готовя спектакль, я не углубляюсь в своеобразие образа. Главное для детей, верить в воображаемую ситуацию, в которую попал: герой сказки.

Дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия, партнерам по игре.

Так, поставленные в ряд стулья, могут превратиться в салон автобуса или машины, мамино платье в бальный наряд принцессы, а комната становится лесом или дворцом. Перед воспитателем стоит задача сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которая проявляется в игре, при выступлении на сцене во время театра, еще больше работать над детским воображением и фантазией.
Мысли и чувства героев на сцене поможет передать правильная интонация речи детей. Ведь одну и ту же фразу можно произнести грустно и радостно, серьезно и восхищенно, жалобно и презрительно и т.д.
От того, насколько гибко и сознательно педагог подчеркивает смысл произведения интонацией, дает характеристику образам, зависит и понимание сказки, стиха, рассказа, и его эмоциональное, нравственное воздействие на детей.

Так, читая сказку, я изменяю голос в зависимости от персонажа. Скажем, говоря за Красную Шапочку (сказка Ш.Перро), я изменяю голос, убедительным голосом выражаю испуг, сострадание, жалобу, просьбу за Красную Шапочку. Читая слова Волка, я изменяю, интонирую голос за волка, выражая его нетерпеливость, грубость, хитрость.

Работая над интонацией, надо поощрять у ребят стремление к импровизации предлагаемых ситуаций, а не просто просить их абстрактно произнести фразу. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, основанные на контрастах. Хорошо развивают интонацию шутки-прибаутки.

Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.

Шутка-прибаутка:
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Закричал: «Какой позор!»

В работе над выразительной стороной речи помогают «минутки удивления», «восхищения», «вхождения в день.
Восхищаться, удивляться можно любым необычным предметам, или явлениям (красивым цветком, яркой книгой, первым снегом…).

Работа над техникой и культурой речи приносит свои и «нравственные плоды», если педагог правильно подходит к подбору литературы (стихи, прибаутки, скороговорки…) для проведения игр и упражнений.

Произведения стараюсь подбирать такие, которые знакомят с нравственными нормами поведения, осуждают негативные привычки и поступки. «Минутки – вхождения в день» развивают навыки социального поведения, улучшают психологический климат в группе, помогают боязливым и тревожным детям искоренить застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе.

Стремлюсь к тому, чтобы в процессе совместных игр у детей совершенствовались отношения со сверстниками: воспитывалось умение играть cooбща, договариваться, подчиняться общим правилам, проявлялось дружелюбие, и совершенствовалась культура общения со взрослыми и сверстниками.

Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов и деревянных кукол, работаю над выразительностью движений, жестов, поз, мимикой, то есть над ритмопластикой ребенка.

Занятие ритмопластикой предполагает следующие задачи:
-Развитие двигательной способности: ловкости, подвижности, гибкости, выносливости.
-Развитие пластической выразительности (координации движений, ритмичности).
-Развитие воображения (способность к пластической импровизации).

5 этап – Премьера
Последняя репетиция спектакля проходит в костюмах, с декорациями, другим художественным оформлением.

И вот остается только премьера – это волнение, радость, суета всех детей и взрослых, помогающих в спектакле, и, конечно, зрителей.

Премьера – это всегда праздник. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
Обсуждение я не провожу сразу после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей.

Я направляю беседу в нужное русло своими вопросами, стараюсь указать на основные промахи и недостатки, в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные моменты выступления.

Театральные игры, этюды и импровизации
Театральные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них незаменимой любовью. Мы, взрослые, спрашиваем, за что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Они смеются, переживают, грустят, огорчаются вместе со сказочными героями…

Большое и разностороннее влияние театральных игр на личность ребенка позволяет использовать их, сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость.

Поэтому я использую подборку театральных игр, этюдов и импровизаций, которые не только помогают глубже понять роль, прочувствовать героя, но и способствуют формированию нравственности.

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий

Игра «День рождения»

Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры: С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на день рождения. Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки, С помощью выразительных движений, условных игровых Действий дети должны показать, что именно они решили подарить. Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями.

Игра - превращение.

Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение, фантазию, умение действовать согласованно с партнером.
Ход игры: Предмет кладется на стул в центре круга или передается от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по - своему, оправдывая его новое превращение, чтобы была понятна суть превращения.

Варианты превращения разных предметов:

- Карандаш или палочка превращаются в кисточку для рисования, дудочку, шприц, градусник.

-Маленький мячик превращается в яблоко, камень, колобок.

Этюды
Умение обращаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение детей:
«Ссора», «Обида», «Встреча», «Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравление, пожелания», и т.д.

В театральном искусстве этюд – маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом, или сочинены детьми. Сочиняя этюд, дети должны дать ответы на многие вопросы:
Где я нахожусь?
Откуда пришел?
Куда? Почему? Кто? Зачем?

Можно придумать этюды на основные эмоции «Радость», «Грусть», «гнев», «Удивление», «Отрицание», «Страх».

Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. В работе над этюдами надо поощрять попытки детей уходить от традиционных стереотипов, будить творческое воображение и фантазию, помогая вопросами, например:
Какой герой? (ленивый, трудолюбивый, добрый или злой, голодный или сытый, глупый или умный).

Работа над этюдами и играми – импровизациями развивает многие социально – личностные качества: общительность, вежливость, предупредительность, сдержанность, деликатность, чуткость, умение считаться с интересами большинства и договариваться с детьми, соблюдать общий замысел. Соотнося свои действия с действиями других детей, ребята учатся не только критически оценивать действия сверстников, но и свои, то есть учатся самооценке.

Примерные игры на тренировку жестов и эмоций
Важную роль в общении играет умение ребенка внешне выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры и выражаются они с помощью мимики лица, жестов, пантомимы.

Способность понять эмоциональное состояние ближнего (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд) и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами помогают специальные игры.

Правильно выразить пластику тела помогают жесты. Жестом нужно пользоваться тогда, если он вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим. Жестом можно передать восхищение, например: поднять руки вверх, удивление (дотронуться одной рукой до груди), передать просьбу (вытянуть руку вперед, с повернутой вверх ладошкой), или несогласие (покачать головой из стороны в сторону) и т.д.

Жесты часто используются с мимикой лица, которая помогает выразить актеру разные настроения и чувства (эмоции): это радость, горе, злость, страх, удивление гнев, интерес. Работая над мимикой с помощью специальных упражнений и этюдов, педагог может рассказывать, подсказывать, вызывая нужные эмоции у детей как можно меньше показывать, чтобы не лишить ребенка внутреннего импульса эмоциональной окраски.

Бабушка Маланья
Цель:
Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жестов, пластики.
Ход игры: Дети берутся за руки, идут по кругу, в центре которого водящий, дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей
Семь сыновей
Все без бровей
С такими глазами
С такими носами
С такими усами
С такой головой
С такой бородой
Ничего не ели
Целый день сидели
На нее глядели
Делали вот так…

(Идут по кругу, поют)
(Останавливаются с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте)
(Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок)
(Повторяют за ведущим любой жест)

Азбука настроения.

Затем предлагаю поиграть в игру с карточками. (Каждому ребенку дается конверт с изображением людей и: животных, выражающих настроение). Для этого я прошу каждого ребенка найти среди карточек сначала всех веселых людей, зверей, затем всех недовольных… и т.д. Ребенок внимательно рассматривает всех персонажей и определяет эмоции. Затем предлагаю изобразить на лице сказанное настроение, разрешая посматривать на соответствующие картинки.

Если в игре участвуют несколько детей, то они выполняют это задание по очереди. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех.

Когда дети научаться воспроизводит настроение с помощью зрительной подсказки, то можно пытаться выполнять то же задание без картинки, только по названии настроения.

Тренируем эмоции
Цель:
Тренировать эмоции радости, страха, удивления
Ход игры: «Дети, давайте проделаем гимнастику для лица» Улыбнитесь как:
кот на солнце
само солнце
Буратино
хитрая лиса
радостный ребенок
Удивитесь как:
ребенок, который увидел фокус
ребенок, который встретил волшебника
ребенок, который увидел чудо
Испугайтесь как:
ребенок, потерявшийся в лесу
заяц, увидевший волка
котенок, на которого лает собака

Этюды на развитие эмоциональной сферы вырабатывают у детей умение понять эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое.

Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, самооценки, повышают уверенность в себе.

Участвуя в театрализованных играх, ребенок начинает сравнивать себя с полюбившимися образами. Самостоятельное разыгрывание детьми сказок, сценок позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствие с нравственными нормами. Умело поставленные вопросы побуждают детей думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы.

В течение многих лет я веду работу по театрализованной деятельности в детском саду и вижу положительные результаты формирования нравственных качеств личности ребенка. Работу с дошкольниками начинаю с раннего возраста. Это драматизация произведений, игры-драматизации с пальчиками, театрализованные игры, настольный театр, театр-фланелеграф. Но самой результативной и действенной считаю работу постановке спектакля.

Драматизируя сказку, дети научились сопереживать ее героям, вместе с ними радоваться, горевать, проживая их жизнь на сцене, проявить положительные качества и осуждать негативные.

Совместная работа над спектаклем способствовала активному общению детей между собой и со взрослыми.

В процессе работы над спектаклем у детей начали проявляться гуманное отношение к своим сверстникам: доброта, чуткость внимание, сострадание, любовь.

Отмечено совершенствование таких физических качеств, как согласованность с партнером, терпение, выдержка и др.

Проводимые игры и упражнения помогли дошкольникам научиться понимать эмоциональное состояние ближнего, сочувствовать ему, помочь в нужную минуту и радоваться успехам сверстника.

Заключительная часть
Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития, дети должны обладать социально-нравственными умениями и навыками, строить гибко отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, разрешать возникающие конфликты.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, а также заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Категория: Статьи | Просмотров: 434 | Добавил: МОУДС3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar